Как известно, вкусы у людей разные, и в обычной жизни, вне работы мы можем просто не обращать внимания на свой имидж, на то, как нас воспринимают: «Вам не нравится моя одежда? Вам не нравится, как я себя веду? Моя одежда и мое поведение — это мое личное дело». В бизнес-обстановке мы не можем позволить себе так думать. На рабочем месте ваш имидж — это инструмент, способ воздействия на окружающих людей.
Стремительное развитие бизнес-коммуникаций заставляет учитывать не только прямые, но и косвенные факторы, которые влияют на эффективность партнерских взаимоотношений. В деловых кругах ваша манера держаться, ваше поведение и внешний вид помогают наладить диалог. Меньше чем за минуту благодаря этой информации можно узнать о человеке многое. Имидж и поведение открывают для окружающих вас, а вам — окружающих вас людей. Бизнес делается не только на экономической, но и на этической основе. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в построении бизнеса, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.
Соблюдение делового этикета дает возможность закрепиться в компании, в деловых кругах, а его нарушение может существенно навредить карьере. Принципы делового этикета — пунктуальность, сдержанность, деловой стиль одежды. Имидж составляет половину успеха вашей работы. Большинство людей желает видеть перед собой приятного человека, который хорошо выглядит и вежливо разговаривает. Имидж — это мощнейшее средство для убеждения других людей согласиться с вашими аргументами. Следовательно, необходимо придерживаться определенного стиля в одежде и поведении.
Простые истины, или
cоздайте впечатление о себе
Перед проведением переговоров обязательно отключите мобильный телефон или поставьте его на беззвучный режим. Если вы не можете отключить телефон, так как ждете важного звонка, то предупредите об этом присутствующих до начала переговоров и заранее извинитесь. Однако подобный звонок следует рассматривать как исключительную необходимость. Помните, что телефон сам по себе является мощным раздражителем. Поэтому частые звонки и постоянные переговоры по мобильному телефону способны нарушить атмосферу деловой встречи и свести на нет всю подготовительную работу. Включенный (звонящий) мобильный телефон на семинаре или тренинге недопустим. Опаздывать на встречу нельзя. Опоздание свидетельствует о том, что на человека нельзя положиться. Если вы опаздываете — необходимо перезвонить и извиниться. Опаздывать более чем на десять минут непозволительно.
Костюм должен быть таким, чтобы не раздражать вкусы большинства, не бросаться в глаза, не вызывать лишних эмоций. Это гарантируют нейтральные, приглушенные тона и консервативные фасоны. Галстуки предпочтительны не слишком яркие, без затейливых узоров и подходящие по цветовой гамме к костюму и сорочке. Для женщин недопустимо декольте, яркие, блестящие или прозрачные ткани, короткая юбка, а также яркий макияж или яркий лак для ногтей. Правильно подобранная деловая одежда придает женщине уверенность, демонстрирует ее значимое положение и благополучие, подчеркивает деловую хватку, не уступающую мужской, акцентирует внимание на лидерских качествах и в то же время позволяет быть женственной и привлекательной.
Несоблюдение делового этикета может привести не только к потере одного конкретного клиента, но и к карьерному краху: если в ходе серьезных переговоров одной из сторон не понравилось поведение, внешний вид, манера разговора представителя потенциального партнера, сделка может не состояться.
И напоследок еще два важных правила:
- Все заметят не то, что вы делаете ПРАВИЛЬНО, а то, что вы делаете НЕПРАВИЛЬНО.
- Не требуйте от других то, что не делаете сами. Если вы начальник — будьте примером для подчиненных в соблюдении делового этикета. Лучшего аргумента еще не придумали.
* Имидж — это мнение о вас, сложившееся на основе вашего поведения и внешнего вида. (А. Панасюк, академик АИМ, профессор, доктор психологических наук)